Кафедра инженерной кибернетики

Студенты и Учителя. А.И.Широков

Студенты Группа в которой я учился в МИСиС называлась ФХ-67-3к. Для очень многих людей, связанных с МИСиС, ФХ - Физическая Химия, или специальность «Физико-химические исследования металлургических процессов». Но мы были первыми, получившими специализацию «Инженерная Кибернетика» (до нас такой специализации не было). В 1967 году группа была собрана из студентов с успехом поступивших на разные специальности физико-химического факультета, но затем получивших приглашение резко изменить специальность. Многие из наших ребят до этого поступали, но не прошли по конкурсу, в один из трех вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ). Экзамены в них проводились в июле - на месяц раньше, чем в других.

Студенты

Группа в которой я учился в МИСиС называлась ФХ-67-3к. Для очень многих людей, связанных с МИСиС, ФХ — Физическая Химия, или специальность «Физико-химические исследования металлургических процессов». Но мы были первыми, получившими специализацию «Инженерная Кибернетика» (до нас такой специализации не было).

В 1967 году группа была собрана из студентов с успехом поступивших на разные специальности физико-химического факультета, но затем получивших приглашение резко изменить специальность. Многие из наших ребят до этого поступали, но не прошли по конкурсу, в один из трех вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ). Экзамены в них проводились в июле — на месяц раньше, чем в других. Конкурс на одно место там был очень большим и экзамены очень сложными. Полученные там на вступительных экзаменах оценки принимали в других вузах, например в МИСиС. Кроме этого практически все из нас имели разные академические достижения на уровне городских, областных и республиканских олимпиад или учились в школах с усиленной подготовкой по математики и физике.

В нашей группе обучались ребята приехавшие в Москву из разных уголков СССР: Виктор Докукин из Баку, Евгений Бесшапов из Алма-Аты, Людмила Борисова (Гладнева) из Донецка, так же приехал из Украины в Москву Саша Помазкин. Александр долгое время работал в Москве, руководил отделом автоматизации на заводе Мосэлектрофольга, был коммерческим директором этого завода. Слава Сычев приехал из города Серова и закончив аспирантуру МИСиС долгие годы работал преподавателем в МИСиС. А еще с нами учились Клаус Зейлер и Вольфган Блумерт, приехавшие из ГДР.

Старостой нашей группы был назначен Глеб Алещенко. Он, Женя Бесшапов и Галя Чекалина после окончания МИСиС долгое время работали в ИПУ в лаборатории Юрия Максимовича Фаткина (одного из наших  преподавателей). Глеб потом перешел на работу в МГУ на преподавательскую работу. Интересно, что отец Глеба был скульптором и соавтором мемориального ансамбля на Мамаевом Кургане в Волгограде. 

По разному сложилась судьба ребят. С отличием закончили институт Клаус Зейлер, Елена Гончарова и Людмила Борисова. Лена и Люда сохранили теплые и дружеские отношения на многие годы. Какое-то время работали вместе. В период обучения в нашей группе родилась семья, мужем и женой стали Иван Колотыркин и Людмила Акользина. Еще одна из наших девушек-выпускниц Галя Чекалина вышла замуж за одного из наших любимых преподавателей Фаткина. Вольфганг Блумерт в студенческие годы женился на девушке из МИСиС и увез ее в Германию. Они познакомились, как мне кажется, в общежитии.

Конечно, все мы были не похожим — разные семьи, в которых мы родились, разные условия, в которых воспитывались, разные жизненные интересы. Например, Володя Пустов, был склонен к гуманитарным знаниям и на таких дисциплинах, пожалуй один мог рассказать столько, сколько вся остальная группа. Глеб Алещенко и Саша Лихачев неплохо рисовали, писали тексты и за это были «награждены» общественным поручением — работали в редколлегии факультета.

Мы были дружны и много времени проводили вместе вне института. Были и групповые подготовки к экзаменам: на чей-то квартире, в общежитии, а летом и в Парке Горького. В каникулы ряд ребят путешествовали по стране в режиме «неорганизованный туризм». Я не участвовал в таких походах, кроме одного — когда после окончания второго курса мы были на ознакомительной практике в Нижнем Тагиле. В тот год на металлургическом заводе строили домну. Кроме обычных рабочих ее строили люди, осужденные и отбывающие наказания не в тюрьме, а на свободном поселении. Они могли свободно ходить по городу до определенного вечернего времени. В день Металлурга нам посоветовали уехать из города. И мы отравились в замечательное место на Урале — Семь Братьев, скальное образование, одно из самых популярных среди туристов в тех краях. Мы не были снаряжены для похода и фактически спали на земле, подстелив одеяла. Мы добрались до места вечером. И обстановка была неплохая, пока не наступило утро. Тут мы сполна ощутили, что такое — тайга летом. Комары нас просто заели, но все равно было здорово.

Но пожалуй, очень важным для нашей группы было то, что у нас был великолепный куратор. В те годы, начиная с первого курса, к каждой студенческой группе для помощи был прикреплен преподаватель с профилирующей кафедры. У нас куратором был Марк Борисович Гендлер. Он старался помогать нам во всем. Мы знали —  к нему можно обратиться с любым вопросом. Но он был организатором, скажем так, и нестандартных мероприятий. Например, однажды летом группа ФХ-67-3к и несколько преподавателей кафедры Инженерной Кибернетики ездили на дачу Ивана Колотыркина. Его отец был академиком, директором института Физической Химии АН СССР. Его дача располагалась под Истрой. Она называлась НИЛ (сокращение от Наука Искусство Литература). Там жили многие известные люди из мира науки, искусства. К примеру дача Якова Михайловича Колотыркина была недалеко от дачи Александра Ширвиндта. Так вот, Марк Борисович Гендлер организовал футбольный матч между студентами и преподавателями кафедры Инженерной Кибернетики. Марк Борисович и Вадим Иванович Уткин постоянно играли в футбол на поле общежития Дом Коммуны, где тогда проживали иногородние студенты. 

Про себя. Идея этой публикации принадлежит Широкову Андрею. С 1978 года по настоящее время я работаю в МИСиС на кафедре Инженерной Кибернетики. Следует отметить, что я первый курс не учился в группе ФХ-67-3к, и поэтому я рассказал здесь только о тех ребятах, с которыми познакомился на втором курсе, в сентябре 1968 года.

Обучение и Учителя

Программа подготовки специальности «Физико-химические исследования металлургических процессов», специализации «Инженерная Кибернетика» начала реализовываться в полном объеме с 1967 года. Эту работу возглавил заведующий кафедрой С.В. Емельянов. Станислав Васильевич — советский и российский учёный,  академик АН СССР и РАН, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации. Он является одним из самых авторитетных ученых в области теории автоматического управления. Под его руководством разработаны два оригинальных подхода в теории управления: системы с переменной структурой (в соавторстве с В.И. Уткиным) и бинарное управление (в соавторстве с С.К. Коровиным).

В начальные годы становления кафедры большую работу по созданию всего необходимого для обеспечения учебного процесса проделал его заместитель — Александр Сергеевич Урмаев. Он был не только организатором, но и прекрасным преподавателем и методистом, разработал учебный курс изучения использования аналоговых машин для решения инженерных задач. Этот курс лег в основу прекрасной книги. Жаль, что аналоговые машины сейчас не применяются так широко, а то этот труд и сейчас, пожалуй, был бы популярен. 

В годы создания кафедры Инженерной Кибернетики Станислав Васильевич Емельянов, работал заместителем директора Института Проблем Управления (ИПУ). Он привлек для создания и преподавания новых учебных курсов ведущих ученых этого института. Представлю троих из них.

Уткин Вадим Иванович преподавал курс «Теория автоматического управления». В годы обучения мы считали его одним из самых лучших. Мы понимали, что он был высококлассным преподавателем, умевшим вложить в наши головы основы теории просто и доступно для понимания. Но был и большим ученым, автором классических методов науки управления. А кто из студентов может вспомнить, что преподаватель приглашал студентов к себе домой для продолжения обучения, как это делал Вадим Иванович.

Браверман Эммануил Маркович — ученый с мировым именем. В годы нашего студенчества по дисциплинам, преподаваемым нам было мало учебников. И мы учились по монографиям, большей частью переводным. В библиографии таких книг среди большого количества зарубежных авторов было немного фамилий советских ученых. Ссылки на работы Э.М. Бравермана были исключением. В студенческие годы мы узнали о разработанном Эммануилом Марковичем совместно с М.А.Айзерманом и Л.И.Розоноэром методом потенциальных функций в теории распознавания образов, классическим методом в теории обучения машин.

Фаткин Юрий Максимович преподавал курс «Исследование операций». Он был, пожалуй, одним из пионеров этого сейчас стандартного курса обучения студентов. Его лекции были удивительной смесью фундаментальных знаний и новых задач, основанных на собственных исследованиях.

Несколько слов об ИПУ. Этот уникальный институт имел двойное подчинение: Академии Наук и Министерству Приборостроения. Эта организация являлась уникальным сплавом высокой академической науки мирового уровня и разработкой конкретных систем, в том числе и для обороной промышленности. Из первых выпусков кафедры Инженерной Кибернетики много наших ребят распределялись именно туда.

Еще одним преподавателем-совместителем из ИПУ был Малевич Александр Андреевич. Он преподавал дисциплину «Управление в организационных системах».

Но в нашем обучении принимали участие ученые и из других организаций. 

Рожков Игорь Михайлович преподавал учебный курс связанный с управлением предприятиями. К этому времени он уже имел два высших образования: МИСиС и Инженерный Поток мехмата МГУ, руководил одним из подразделений ЦНИИчермет. Он один из немногих наших учителей здравствующих и поныне. Сейчас он работает профессором кафедры промышленного менеджмента МИСиС.

Рябов Леонид Павлович преподавал «Программирование».  В это время его основным местом работы было предприятие, разрабатывающее ракетный щит СССР. За эту работу Леонид Павлович получил Государственную Премию. С 1993 года он многие годы работал профессором на кафедре САПР Горного института, а еще был членов многих Ученых Советов по присуждению ученых степеней. Я до настоящего времени помню свою первую учебную программу для вычислительной машины по курсу, преподаваемого Леонидом Павловичем. Между прочим программа была написана в машинных кодах ЭВМ Минск-22 и решала задачу нахождения корней нелинейного уравнения методом хорд. Леонид Павлович был дружен с моим старшим товарищем и учителем Юрием Юрьевичем Прокопчуком. Я до настоящего времени сохраняю с ним теплые отношения, поражаясь его энергии, трудовому энтузиазму.  

Шоломов Лев Абрамович преподавал «Теорию информации» и «Теорию алгоритмов и конечных автоматов». Работу с нами он начал в первые годы педагогической карьеры, которую он долгие годы совмещал с научной работой. Он долгие годы совмещал работу в академических институтах с преподавание на нашей кафедре. Кроме МИСиС, Лев Абрамович работал еще и на факультете ВМК МГУ.

Для преподавательской работы на кафедру были приглашены высококлассные специалисты из разных организаций.

Они в дальнейшем составили костяк штатных преподавателей кафедры Инженерной Кибернетики. Я, Широков Андрей Игоревич, долгое время работал с ними на кафедре Инженерной Кибернетики. Из Учителей они превратились в моих старших товарищей по работе. К большому сожалению их уже нет с нами. О каждом из них можно сказать только самое хорошее. Они были разными по характеру, но самобытными и интересными людьми.

Отдельно хочу сказать об Анатолии Григорьевиче Дьячко. Он был научным руководителем моей кандидатской диссертации. Много лет мы работали с ним в руководстве кафедры — Анатолий Григорьевич — заместителем заведующего кафедрой, а я — ученым секретарем по науке. Редко в жизни встретишь человека так наполненного добром. Кажется он не мог отказать никому и не в чем. Видимо по этому количество его учеников, по моему мнению переваливает за сотню. И кем бы он не работал, начальником отдела в НИИ, заместителем директора в НИИ Высшей Школы, деканом, заведующим кафедрой, председателем ученого совета по присуждению ученых званий все делал с блеском.

Большой вклад в наше образование внесли ведущие преподаватели кафедры математики: Гольдберг Владислав Викторович, Розенталь Александр Львович, Гопегауз Израиль Евсеевич. Многие лекции наша группа слушала в потоке, где были собраны все специальности физико-химического факультета. Одну из дисциплин нам начал читать известный путешественник Дмитрий Шпаро. В то время он так же работал на кафедре математики нашего института. Но после нескольких лекций «ушел на Север» в очередную экспедицию и кафедре пришлось срочно искать ему замену.

В нашем инженерном образовании принимали участие ведущие преподаватели разных кафедр института стали и сплавов. В группе ФХ-67-3к было признано, что одним из лучших преподавателей был Арутюнов Владимир Александрович, читавший лекции по теории тепломассопереноса. Новые курсы, подготовленные только для нашей группы, преподавали два заведующих кафедрами: Глинков Марк Алексеевич (теории металлургических печей) и Ливциц Борис Григорьевич (металлографии).

В заключении, хочу отдельно сказать о своем старшем товарище и учителе Прокопчуке Юрии Юрьевиче. В 1966 году он поступил на работу в ВЦ, входящий в состав кафедры Инженерной кибернетики МИСиС, где проработал по 1975 год. В 1978 году он вернулся в МИСиС на должность доцента кафедры Инженерной кибернетики и работал там до перехода в 1987 году, на вновь образованную кафедру Автоматизированных Систем Управления (АСУ) МИСиС. Главным интересом его жизни была Математика, Дискретная Математика. Преподавая ее многие годы, он написал множество пособий. Начиная с 2002 года его пособия содержат раздел «От авторов», которые посвящены преподавателям кафедры кибернетики, ушедшим из жизни. На сайте «О пятидесятилетии кафедры Инженерной Кибернетики» приведены такие выдержки.

Завершая повествование, приведу полный список студентов группы ФХ-67-3к, получивших дипломы в 1973 году.

  1. Алещенко Глеб
  2. Акользина (Колотыркина) Людмила
  3. Бесшапов Евгений
  4. Блумерт Вольфганг
  5. Гладнева (Борисова) Людмила — с отличием.
  6. Гончарова (Галицкая) Елена — с отличием.
  7. Докукин Виктор
  8. Зейлер Клаус — с отличием.
  9. Колотыркин Иван
  10. Лихачев Александр
  11. Помазкин Александр
  12. Пустов Владимир
  13. Сычев Вячеслав
  14. Чекалина Галина
  15. Широков Андрей
Exit mobile version